Modern Jazz Quartet (The) - European Concert 2CD (1960)
European Concert - концертный альбом американской джазовой группы the Modern Jazz Quartet с выступлениями, записанный в Швеции в апреле 1960 года и первоначально выпущенный двумя последовательными изданиями на лейбле Atlantic.
Европейский концерт, том. 1 Рецензия
Долгое время считавшийся одним из, если не классическим альбомом Современного джазового квартета, European Concert определяет их одновременно как студийную группу, так и гастролирующую. MJQ представили джаз в контексте формально структурированной среды, очень похожей на камерную группу в классическом контексте. Внутри группы грув флюидов Милта "Бэгса" Джексона сочетался с уверенным свингом ударных Конни Кея, фанковой напористостью баса Перси Хита и элегантным классицизмом Джона Льюиса - это пианино. MJQ смогли в контексте, который раздвинул границы джаза извне, создать музыку, в которой не было границ или фрагментированных гармонических структур. Вместо этого - как показывает этот альбом, возможно, в большей степени, чем любая из их студийных записей, - они использовали концепции времени, пространства, метра, ритма и изменений, чтобы сплести воедино целое, где мелодия обосновывала импровизацию, но никогда по-настоящему ее не ограничивала. Это изящный контрапункт , который инстинктивно существует между Льюисом и Джексоном в это время - в 1960 году. Шоу включало в себя лучшие моменты их ранней карьеры звукорежиссера в живой обстановке. От одного прослушивания "Django" у вас закружится голова, от его разреженной ритмической текстуры, которая все еще остается драйвовой, и от тряпичной(?) мелодической линии Льюиса, когда она соприкасается с чистым протяжением политональных ритмов, которые создает Джексон. Если бы не Хит, все пошло бы наперекосяк, потому что он был стержнем на этой съемочной площадке. В другом месте на "I Should Care", Льюис сводит свое соло к элементарной скороговорке из трех пальцев - без аккордов, которая гармонично разделяет линию, при этом никогда не отклоняясь ни от чего в архитектуре мелодии. Намного позже, на бис "Round Midnight", MJQ берут шедевральную работу Монка и превращают ее в почти рондо, поскольку в первых 16 тактах временные изменения постоянны. Мелодия передней линии размывается между Джексоном и Льюисом, как и изменения гармонического контрапункта. Хотя это правда, что никто не должен был менять эту мелодию, почти все, кто записывал ее, сделали это. Льюис, чей стиль игры не мог быть более противоположным Монку, цитирует собственное соло Монка в своем и превращает его в фрагмент мелодии ближе к концу, где Джексон вибрирует сменой аккордов и промежуточными пробелами. По истечении слишком коротких трех минут и сорока секунд у зрителей перехватывает дыхание…
автор Том Юрек (Tom Jurek).
Милт Джексон (01.01.1923 - 09.10.1999)
В 60-х годах отношение к MJQ в Германии за очень короткий промежуток времени
изменилось на 180 градусов. Это были годы, когда к прекрасной, доставляющей эстетическое наслаждение музыке был потерян прежний интерес во всём мире. Основное развитие "Модерн Джаз Квартета" протекало как раз противоположно тому, что писали многие журналисты. "Модерн Джаз Квартет" не погрязал всё больше и больше в различного рода "ненужных украшениях в стиле барокко и в классическом стиле", а, скорее, всё более и более освобождался от них в 60-х годах. Группа стала более сыгранной, прекрасно свингующей, более выразительной и более джазовой, за чем легко можно проследить, так как Льюис на протяжении нескольких лет держал в репертуаре один и тот же ряд собственных композиций. Почти всегда сравнение между ранним вариантом, скажем, начала 50-х годов, и последующими записями одних и тех же вещей обнаруживает, что относительно ранние исполнения уходят своими корнями в европейские традиции (романтизм или барокко), в то время как поздние варианты гораздо острее и ближе к джазу. Особенно убедительным примером является "Django" - одна из наиболее прекрасных композиций Джона Льюиса, посвящённая известному гитаристу Джанго Рейнхардту. Это произведение существует в разных записях: середины 50-х (Bellaphon BLST 6515), начала 60-х (Atlantic 2-603, в знаменитом "Европейском Концерте", например) и второй половины 60-х годов (Phillips 840247BY). Каждая последующая запись демонстрирует более живую, более убедительную и энергично свингующую игру, чем предыдущая, и так до последнего варианта, в котором романтизм существует только как воспоминание, что, кстати, делает этот вариант даже ещё более эффектным!
Фрагмент статьи И.-Э. Берендта о "Модерн Джаз Квартете".10.09.2001 Jazz-квадрат
СОДЕРЖАНИЕ
Все композиции Джона Льюиса, за исключением указанных
CD 1
01. Django – 5:32
02. Bluesology (Milt Jackson) – 4:39
03. I Should Care (Sammy Cahn, Axel Stordahl , Paul Weston) – 5:33
04. La Ronde – 3:07
05. I Remember Clifford (Benny Golson, Jon Hendricks) – 5:15
06. Festival Sketch – 4:40
07. Vendome – 2:45
08. Odds Against Tomorrow – 6:57
CD 2
09.Pyramid (Blues for Junior) (Ray Brown) – 8:45
10.It Don't Mean a Thing (If It Ain't Got That Swing) (Duke Ellington, Irving Mills) – 5:36
11. Skating in Central Park – 6:10
12.The Cylinder (Jackson) – 6:28
13. Round Midnight ( Thelonious Monk ) – 3:51
14. Bags' Groove (Jackson) – 5:13
15. I’ll Remember April (Gene de Paul, Patricia Johnston, Don Raye) – 4:54
Personnel
Milt Jackson - wibraphon
John Lewis- piano
Percy Heath- bass
Connie Kay- drums
Recorded live in Sweden, April 1960.
Tracks 5, 6, 9, 12, 14 & 15: Stockholm, April 11.
Tracks 1-4, 8 & 11: Gothenburg, April 12.
Tracks 7, 10 & 13: Stockholm, April 13.
Прекрасный альбом! В отличии от Тома Юрека, голова у меня больше всего "закружилась от прослушивания Bluesology. Да, и остальные композиции создают создают условия эмоционального и умственного комфорта. Спасибо.