Modern Jazz Quartet (The) - Lonely Woman (1962)
Современный джазовый квартет • Одинокая женщина • 1962 • Atlantic Records
Записан в январе и феврале 1962 года в Нью-Йорке.
Современный джазовый квартет был доминирующей творческой и коммерческой силой в джазовом мире 1950-х годов, выпустив за это время ряд почти классических альбомов, и даже несмотря на то, что в начале 1960-х годов вокруг них произошли изменения (как социальные, так и музыкальные), им все же удалось встать на сторону своих коллег и создать последний студийный шедевр в виде альбома 1962 года Lonely Woman. Хотя творческие перемены в джазе были серьезными - модал, фри-джаз, пост-боп, авангард, - неудивительно, что MJQ смогли удержаться в этот период. Они всегда раздвигали границы джаза, и даже по сей день им не часто воздают должное как авантюрной и экспериментальной группе, которой они были на протяжении всей своей карьеры.
MJQ были идеальным воплощением как индивидуального, так и коллективного в джазовой музыке. Каждый музыкант был очень талантлив и воплотил в жизнь свое видение, но невозможно представить, чтобы кто-то из них создавал музыку, которую они создали вместе, без вклада друг друга. Во многом это, конечно, заслуга Джона Льюиса - "музыкального директора" группы, - чей интерес к тому, что можно было бы назвать "Третьим потоком" (синтез классической и джазовой музыки), был движущей силой музыки MJQ в конце 1950-х годов. Эти чувства в полной мере можно услышать в "Одинокой женщине", в частности, на "Lamb, Leopard (If I Were Eve)", которая сочетает в себе некоторую симфоническую чувствительность с блюзовыми джазовыми линиями. Возможно, у него были какие-то "пьянящие" идеи для своей музыки, но когда он выступал с MJQ, музыка никогда не теряла своего свинга, даже в его более мрачных произведениях.
Percy Heath (30.04.1923 - 28.04.2005)
Но давайте не будем забывать великого Милта Джексона, кота, который держал MJQ вместе, с его звенящими вибрациями и тонкой, но сложной техникой, который смог перенять идеи и композиции Льюиса и сохранить группу в джазовом кармане. Вместе с ритм-секцией Кей и Хита Джексон помогает поднять такую прекрасную песню, как "New York 19", на новый уровень. Фортепианная игра Льюиса прекрасна, но именно импровизированное соло Джексона поддерживает интерес слушателя. В 1962 году именно Льюис считался вдохновителем (композитором, провидцем) группы, но по прошествии года вклад Джексона кажется не менее важным для прочного наследия MJQ.
Что касается заглавного трека (ставшая классической композиция Орнетта Коулмана), в то время, должно быть, показалось несколько странным, что такая "популярная" группа, как MJQ, решила записать его. Коулмен все еще оставался монументально противоречивой фигурой в мире джаза, его не принимали как великого новатора, каким он был. Тем не менее, на самом деле именно MJQ помогли начать карьеру Коулмена в джазе, спонсируя его обучение в Школе джаза, так что было вполне уместно, что Льюис и компания взяли то, что впоследствии станет одной из его самых известных песен, и поместили ее в центр альбома. И, как они обычно делали, группа привнесла в "Lonely Woman" свой собственный стиль, заменив отчаяние оригинала более задумчивым чувством, которое демонстрирует недооцененные (по крайней мере, в то время) композиторские способности Коулмана. Если люди в мире джаза были удивлены тем, как Льюис отстаивал молодого Коулмена несколькими годами ранее (конечно, взгляд Коулмена на использование гармонии в джазе, похоже, не совпадал с видением Льюиса Third Stream), они, должно быть, были сильно впечатлены тем, как MJQ смогли превратить его музыку в нечто, что они могли бы назвать своим собственным.
СОДЕРЖАНИЕ
01. Lonely Woman (Ornette Coleman) (6:20)
02. Animal Dance (John Lewis) (4:05)
03. New York 19 (John Lewis) (7:59)
04. Belkis (John Lewis) (3:43)
05. Why Are You Blue? (Gary McFarland) (6:34)
06. Fugato (John Lewis) (2:48)
07. Lamb, Leopard (If I Were Eve) (John Lewis) (6:25)
08. Trieste (John Lewis) (5:43)
Personnel:
John Lewis - piano;
Milt Jackson - vibraphone Vibraharp;
Percy Heath - bass;
Connie Kay - drums.