80 ПОБЕДА! ~ (1975) Песни Великой Отечественной войны (3LP) (Часть 2)

Исполнитель: Various Artists
Альбом: Песни Великой Отечественной войны
Лейбл: Мелодия ВСГЗ 33 С60 05423-8
Формат: Vinil, 3 х LP, Stereo, 33 ⅓, Compilation
Box Set
Страна: СССР
Год записи: 1974
Год выхода: 1975
Жанр: Pop, Brass & Military, Folk, World, & Country
Стиль: Marches, Vocal

LP2 ~ Пластинка вторая
Первая сторона
01(А1) Соловьи (В.Соловьёв-Седой-А.Фатьянов)
02(А2) Шумел сурово брянский лес (С.Кац-А.Софронов)
03(А3) Моя любимая (М.Блантер-М.Исаковский)
04(А4) Катюша (М.Блантер-М.Исаковский)
05(А5) Ой, туманы мои, растуманы (В.Захаров-М.Исаковский)
06(А6) Давай закурим (М.Табачников-И.Френкель)
Вторая сторона
07(В1) В лесу прифронтовом (М.Блантер-М.Исаковский)
08(В2) Под звёздами балканскими (М.Блантер-М.Исаковский)
09(В3) Играй, мой баян (В.Соловьёв-Седой-Л.Давидович)
10(В4) Огонёк (фронтовая песенка) (М.Исаковский)
11(В5) Офицерский вальс (М.Фрадкин-Е.Долматовский)
12(В6) Где же вы теперь, друзья-однополчане (В.Соловьёв-Седой-А.Фатьянов)
Краснознамённый ансамбль (01, 07, 12)
Государский русский народный хор им.Пятницкого (05)
Солисты: Е.Беляев (01, 12), Г.Абрамов и хор (02)
В.Власов (03), Т.Синявская (04)
К.Шульженко (06), Г.Виноградов (07)
В.Нечаев и хор (08, 10)
В.Отделенов и хор (09), М.Садыков (11)
Продолжение (начало в Части 1)
Пожалуй, наиболее точно отвечали этим запросам превосходные лирические песни Василия Павловича Соловьёва-Седого. Многое роднило героев его произведений с прославленным Василием Тёркиным из поэмы А.Твардовского: то же сочетание искренности и простоты, добродушного лукавства с неистребимой силой жизни и готовностью к подвигу. Это была лирика нового типа, освежавшая, подобно чистому роднику, огрубевшие в боях сердца.
В конце 1941 года Соловьёв-Седой сочинил на стихи А.Чуркина песню «Вечер на рейде», ставшую одним из наиболее призванных образцов новой военной лирики. В тот день композитор вместе с товарищами работал в Ленинградском порту на субботнике по разгрузке дров. «Вечер был тихий и ясный, - рассказывает он. - На рейде стоял минный заградитель «Марти». Мелодичные звуки баянов доносились с его палубы. Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к родному городу, и меня охватило горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства». Тема «Вечера на рейде» - расставание с родным домом - была близка в то время миллионам людей фронта и тыла. Песня сложилась в характере русского бытового романса; её неторопливая свободная распевность и задумчивый светлый тон пришлись по душе солдатам и морякам. Каждый из них вспоминал свой «любимый город», чтобы завтра с новыми силами идти сражаться с врагом.
В другой своей песне 1941 года - «Играй, мой баян» - Соловьёв-Седой воскресил плавные ритмы и сердечную напевность русского лирического вальса.
В песнях Седого с большой чуткостью воплощена поэзия солдатской дружбы, воинского товарищества, скреплённого в боях. Мягкость и тепло русского распева соседствуют в них с весёлой усмешкой, народным юмором. От фабричной частушки, от замысловатых гармошечных переборов заимствовал композитор свежие обороты своих шуточно-бытовых песен - таких, как «На солнечной поляночке».
Несколькими сочиневиями представлен в нашем альбоме композитор Матвей Исаакович Блантер, автор популярнейшей «Катюши» и многих лирических песен военных лет. Он успешно сотрудничал с поэтам М.В.Исаковским, на чьи стихи написаны и вальс «В прифронтовом лесу», и песенка «Под звёздами балканскими», и многие другие сочинения. Мелодия «Катюши», сложенная ещё до войны, продолжала жить и в военные годы иногда с новыми злободневными стихами. (Именем героини этой песни солдаты прозвали гвардейские миномёты - грозное оружие Советской Армии). В своих песнях Блантер умело пользуется жанрами бытующей музыки - интонациями вальса, марша, лирического романса, придавая им современный идейно-эмоциональный смысл.
В солдатской самодеятельности, в армейских ансамблях широко звучали песни Анатолия Григорьевича Новикова. Этому популярному композитору, издавна связанному с воинской средой, отлично удавались солдатские песни добродушно-юмористическюго склада («Вася-Василёк» на стихи С.Алымова), а также песни протяжно-лирические, проникнутые искренней печалью («Дороги» на стихи Л.Ошанина).
В 40-е годы продолжалась творческая деятельность Исаака Осиповича Дунаевского, выдающегося мастера советской песни, в то время возглавлявшего Ансамбль Центрального Дома железнодорожников. Именно в этом коллективе, много выступавшем перед тружениками тыла, композитор сочинил патриотическую песню «Моя Москва», а также песню «Ехал я из Берлина» - одну из первых советских песен послевоенного периода.
К песенному жанру обращались и виднейшие советские композиторы-симфонисты - С.Прокофьев, А.Шостакович, А.Хачатурян, А.Кабалевский, Т.Хренников. Повсеместным успехом пользовалась «Песня о фонарике» А.Шостаковича, написанная им на стихи М.Светлова для одного из военных ансамблей.
Среди авторов, чьи мелодии собраны в этом альбоме, встречаются имена и других композиторов-песенников, активно работавших в годы войны: Константина Листова, Сигизмунда Каца, Никиты Богословского, Евгения Жарковского, Модеста Табачникова. Каждый из них оставил свой след в песенном наследии военных лет. Вся армия пела задушевную песню «В землянке» К.Листова на стихи А.Суркова. Большого успеха удостоились кинофильмы военных лет с песнями Т.Хренникова и Н.Богословского. В отрядах народных мстителей с любовью была подхвачена партизанская «Шумел сурово «Брянский лес», сочинённая С.Кацем на стихи А.Софронова.
Некоторые мелодии военного времени бытовали даже без упоминания автора. Например, стихотворение М.Исаковского «Огонёк» было стихийно распето в народе на мотив довоенной эстрадной песенки неизвестного польского автора; так возникла одна из самых распространённых песен, пленившая солдат своим удивительным лиризмом.
Продолжение в Части 3