Ray Charles - мой рейтинг
С Рэем я познакомился через советский к/ф "Неисправимый лгун" (1973), но после первого просмотра я не обратил внимания на песни, исполненные в нём. А вот в последующих показах, мне стало интересно, что за композиция играет в фильме на воображаемой вечеринке актёров Георгия Вицина и Николая Прокоповича. Оказалось, что это песня Ray Charles - What’d I Say (1959). Позвольте вам предоставить 10-ть композиций этого легендарного певца, композитора и пианиста. Некоторые песни ремастированные и(или) в стереоверсии. Список, конечно же, неполный и его можно добавлять и добавлять!
Неисправимый лгун (1973)
Рэй Чарльз 10 ноября 1969 года
Рэй Чарльз, Рэй Чарлз (полное имя Рэй Чарльз Робинсон, англ. Ray Charles Robinson; 23 сентября 1930 — 10 июня 2004) — американский эстрадный певец (баритон) и пианист. Пел в различных стилях, особенно прославился как исполнитель в стилях соул и ритм-энд-блюз. В США считается одним из наиболее значительных «истинно американских» музыкантов послевоенного времени.
Рэю Чарльзу принадлежат около 70 альбомов грамзаписи. Награждён 17 премиями «Грэмми», введён в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия.
После окончания школы Рэй участвовал во многих музыкальных проектах, в основном в стилях джаз и кантри. В своём творчестве он черпал вдохновение у известных джазменов — Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу. Первая группа, в которой он принимал активное участие, называлась «The Florida Playboys».
В 1947 году семнадцатилетний Рэй, скопив 600 долларов, отправился в Сиэтл. Там он вместе с гитаристом Госсади Макги основал группу «MacSon Trio» (иногда также называемая Maxim). Вскоре он начал записываться, вначале под лейблом Swingtime Records. Первые три его записи — «Guitar Blues», «Walkin' and Talkin'» и «Wonderin' and Wonderin'». Он сотрудничал с известным R&B исполнителем Лоуэллом Фулсоном и его группой, аккомпанируя им на пианино.
В 1949 году вышел его первый хит — «Confession Blues». Следующая его популярная песня — «Baby, Let Me Hold Your Hand» (1951).
В 1952 году музыкант начал сотрудничать с лейблом Atlantic Records (1952), так как понимал, что «Swingtime Records» никогда не дадут ему желаемой творческой свободы. Его имя вскоре было сокращено до Рэя Чарльза, чтобы избежать путаницы с боксёром Рэем Робинсоном (Ray «Sugar» Robinson).
31 июля 1951 года он женился на Эйлен Вильямс, но уже через год их брак распался. Примечательно, что из 12 детей Рэя только 3 было рождено в браке. В 1955 году Рэй женился вторично, теперь уже на Делле Беатрисе Робинсон (урождённая Ховард). Этот брак продержался до 1977 года.
На студии «Atlantic», под руководством знаменитых продюсеров Ахмета Эртегюна и Джерри Векслера, Рэй приступает к активному поиску «своего», уникального звучания. В 1953 году Рэй выпустил популярный сингл «Mess Around». В этом же году он аранжировал и аккомпанировал на пианино известному блюзмену Гитар Слиму (Guitar Slim), композиция «The Things That I Used To Do», которую они записали, была продана более чем миллионным тиражом. Таким же успешным был и сингл «It Should Have Been Me», который уже целиком принадлежал Рэю.
Следующей вершины в своей карьере Рэй достиг в 1955 году, когда сингл «I Got a Woman» поднялся до первого места в R&B чартах. Именно этот сингл большинством специалистов считается первой записью в стиле соул. В это время репертуар Рэя состоял наполовину из госпелов со светскими текстами, наполовину из блюзовых баллад. Своим творчеством Рэй способствовал саморазвитию популярности R&B и госпела среди широкой аудитории, привлекая новых слушателей — не только чернокожих, но и белых. Рэй был одним из первых музыкантов, популяризировавших традиционно «чёрную» музыку и сделавших эту музыку по-настоящему распространённой среди широких масс.
Основные особенности творчества Рэя раннего периода слышны на пластинке «Ray Charles in Person». Этот альбом был записан радиостанцией WOAK в 1956 году, не как обычно, в студии, а в живом исполнении, перед темнокожими слушателями. В альбом впервые была включена, пожалуй, самая знаковая песня, написанная непосредственно Рэем — «What’d I Say». Считается, что Рэй сочинил её прямо во время одного из выступлений, чтобы заполнить время, требовавшееся по контракту. Песня мгновенно стала суперхитом и оказала огромное влияние на развитие рок-н-ролла. Например, Пол Маккартни признавался, что «What’d I say» стала для него одним из самых больших импульсов в жизни.
Через некоторое время, во время Ньюпортского фестиваля, Рэй завоевал широкую популярность. Там же был записан альбом «Ray Charles at Newport», включавший в себя такие хиты, как «What’d I Say» и «The Night Time (Is The Right Time)».
Рэй постепенно начал выходить за пределы смеси блюза и госпела, начав записывать песни с участием крупных оркестров, джазовых музыкантов (Милт Джексон), и записал свою первую песню в стиле кантри «I’m Movin On» (с участием Хэнка Сноу). Первую свою премию «Грэмми» Рэй получает в 1959 году за классическую блюзовую песню «Let the Good Times Roll». Невероятно экспрессивный, мощный и энергичный вокал покорил и специалистов, и простых слушателей.
Затем Рэй перешёл в компанию ABC Records, став одним из самых высокооплачиваемых музыкантов на тот момент. Вскоре он переселился в Беверли-Хиллз, где стал обладателем самого большого особняка в округе. Там же, в Беверли-Хиллз, Лос-Анджелес, музыкант и прожил до самой смерти.
На ABC Рэй получил большую творческую свободу и начал расширять свой подход к музыке, однако, не стал участвовать в экспериментальных проектах, а принялся записывать песни в стиле поп, приближаясь к мейнстриму. Для аранжировок стали использоваться биг-бенды, струнные оркестры, на подпевке — большой хор. Такие записи сильно контрастировали с камерным звучанием времён Atlantic. Также Рэй начал периодически записывать так называемые «поп- и джаз-стандарты», такие как «Cry», «Over the Rainbow», «Cry me a river», «Makin' Whoopee» и другие. Репертуар Чарльза просто потрясал своим объёмом и разнообразием. В это время вышли такие его хиты, как «Unchain My Heart», «You Are My Sunshine». «Hit The Road Jack», одна из известнейших его песен, написанная Перси Мэйфилдом, несколько недель занимала первые строчки R&B и поп- чартов одновременно, а также принесла её исполнителю премию «Грэмми».
В это же время была издана «визитная карточка» Рэя, «Georgia On My Mind», символ периода ABC. В оригинале посвящённая Хогом Кармайклом девушке по имени Джорджия, эта песня (24 апреля 1979 года) была объявлена гимном штата Джорджия, и Рэй Чарльз исполнил её в здании законодательного собрания штата.
В 1962 году он удивил свою, теперь уже гораздо более широкую, аудиторию, издав знаменитейший альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», в который были включены такие хиты, как «I Can’t Stop Loving You» и «You Don’t Know Me». Рэй своим альбомом вошёл в оборот музыки кантри, что в то время было невообразимо для чернокожего музыканта.
Рэй всю жизнь выступал против расизма и расовой сегрегации — так, в 1961 он даже отменил концерт в Огасте, штат Джорджия, протестуя против расовой сегрегации — во время его концерта предполагалось, что чернокожие и белые зрители должны были сидеть отдельно.
Некоторые источники ошибочно указывают, что в течение 20 лет ему было запрещено выступать в Джорджии, на самом же деле такого запрета не было — Рэй просто туда не ездил. На следующий же день после убийства Дж. Ф. Кеннеди Рэй выпустил сингл «Busted» (Разжалованный) — так Рэй помянул конец его антирасистской политики. Также он активно поддерживал и финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга.
В 1965 году, в Бостоне, Рэй был арестован за хранение героина и марихуаны. От героина музыкант был зависим в течение 20 лет. Рэй впервые начал употреблять наркотики в возрасте 16 лет. Это долгие годы влияло как на карьеру, так и на личную жизнь музыканта — это была, как он сам выразился, «мартышка на моей спине». Уже в третий раз у Рэя находили наркотики — сначала кокаин и марихуану, затем и героин, но Рэй и в этот раз избежал тюремного заключения.
В первый раз полиция нашла наркотики в его гостиничном номере ещё в 1961 году, но дело не получило продолжения, так как у полиции тогда не было ордера на обыск.
Он лечился от наркомании в Лос-Анджелесской клинике, поэтому и не получил реального срока в тюрьме, а всего лишь год условно. После этого Рэй окончательно бросил наркотики. Как он объяснял позднее, «Иногда я чувствовал себя ужасно, но как только я выходил на сцену и группа начинала играть, не знаю почему, но это казалось как аспирин — тебе больно, ты его принимаешь и больше не чувствуешь боли».
Зависимость Рэя от наркотиков широко отображена в фильме «Рэй». Всю последующую жизнь Рэй выступал против наркотиков...
Содержание:
What’d I Say Parts 1 & 2
Hit The Road Jack
Georgia on My Mind
I Got A Woman
A Song For You
My World
Busted
America the Beautiful
I Can’t Stop Loving You
Mess Around
Hit The Road Jack