Glenn Miller - The Complete Glenn Miller and His Orchestra (1938 - 42) CD13
GLENN MILLER
(глава из книги "История биг-бэндов)
Автор - George T. Simon, перевод Юрия Верменича (окончание)
К сожалению, Гленну не представилась возможность дать любому из своих людей работу после войны. 15 декабря 1944 г. он вылетел на маленьком самолете через Ла-Манш, чтобы сделать необходимые приготовления для прибытия его бэнда в Париж через несколько дней. Самолет взлетел и больше никто его никогда не видел. В течение следующих месяцев циркулировали самые различные слухи и сообщения об этом полете, но несмотря на них, как писал мне менеджер Миллера Дон Хэйнс, "не было обнаружено никаких следов Гленна, пилота или аэроплана с тех пор, как в тот туманный декабрьский день я один проводил их в последний путь. Вместо Гленна должен был лететь я, но накануне он передумал. Через 3 дня я привез оркестр в Париж (два дня мы ждали летной погоды) и узнал, что Гленн там не появился. Наше путешествие прошло спокойно в отличие от его".
О подлинной судьбе Миллера и самолета, несомненно, мы никогда не узнаем. Возможен даже и такой вариант, что он был сбит не немцами, а своими, поскольку полет проходил неофициально, он не был отмечен на карте, а плюс еще в ужасных погодных условиях, когда никакие другие наши транспортные самолеты не летали. Мы также никогда не узнаем, почему Гленн, который вообще всегда испытывал боязнь перед самолетами, решился на столь рискованный рейс, да еще в таких неблагоприятных условиях. Очевидно, он как обычно все хотел сделать сам, поэтому занял место Хайнса чуть ли не в последний момент. Кроме того, в те дни он был несколько расстроен – подобно тому, как он стремился поскорее убраться с бэндом из Нью-Хэвена в Англию, так и теперь, он был обеспокоен заботой приблизить своих людей к месту военных действий, где он всегда хотел быть, чтобы принести пользу.
Нью Хэйвен, Коннектикут
Возможно, этот полет не был идеей Гленна. Те из нас, кто хорошо его знал в гражданские годы, никогда не замечали в нем ни капли безрассудства. Но, вероятно, Гленн Миллер в ВВС не был тем самым Гленном Миллером, которого мы все знали. Этот Гленн Миллер, нетерпеливый и торопливый, не задумываясь ни о чем, мог бросить вызов судьбе и полететь в вечность из этого холодного туманного дня. Но мы этого никогда не узнаем точно. Тем временем, после своего прибытия в Париж оркестр все же постарался продолжить выступления, насколько это было возможно. Но работать стало гораздо труднее. Гленн всегда был истинным лидером, как духовным, так и музыкальным. Хэйнс и Дадли возглавили административное руководство, Джерри Грей управлял большим оркестром, Рэй МакКинли - танцевальным бэндом, Мэл Пауэлл - малой джазовой группой, а Джордж Окнер - струнным составом. Джонни Дэзмонд часто демонстрировал свой вокал, завоевав репутацию и большую, популярность как "кример" (от "крунер").
Дом - музей Гленна Миллера
По мнению многих музыкантов именно МакКинли больше всего подходил на роль нового, духовного лидера группы. Именно к нему они обращались, когда возникали какие-либо трудности. Подобно Гленну, Рэй всегда находил способы преодолеть барьеры, официальной незаинтересованности и бюрократии. Например, как-то раз все законные служебные попытки раздобыть дрова, необходимые для отапливания очень холодной казармы оркестра, потерпели неудачу. Когда один важный генерал подошел к Рэю в офицерском клубе на танцах и спросил его в обычной манере, как идут дела, то вместо ожидаемого "Превосходно, сэр" он услышал от Мака - "Херово, генерал", а затем Рэй рассказал ему всю историю о дровах, которые оркестр никак не может получить. Рано утром на следующий день им привезли столько дров, что их хватило до весны.
Рэй МакКинли (18.06.1910 - 07.051995)
Вначале предполагалось, что бэнд пробудет на континенте шесть недель, но он произвел такое впечатление, что оставался там целых 6 месяцев. В военных рапортах отмечалось, что, пробыв за океаном менее года, оркестр выступил более 800 раз, включая 500 радиопередач, которые слушали миллионы солдат на европейском театре войны, плюс 300 личных появлений на концертах, танцах и т. д. в общей сложности перед 600 тысячами человек! Таким образом, оркестр проделал чертовски огромную работу, чего и добивался его покойный лидер. Когда они вернулись домой в июле 1945 г. (слишком поздно, чтобы участвовать в национальном дне Гленна Миллера), им предоставили 30-дневный отпуск. Были разговоры о постановке перед бэндом других задач, но некоторые музыканты уже подали заявления с просьбой о демобилизации. Они выступили еще раз как единая группа в Вашингтоне на специальном торжественном концерте, а затем бэнд был постепенно расформирован. Многие из только что переодевшихся в штатское оркестрантов были позже собраны по настоянию Дона Хэйнса (и с благословения Хелен Миллер) для ангажемента в нью-йоркском театре "Кэпитол". Тэкс-Бенеке, также недавно демобилизованный из ВМС, стал первым музыкальным наследником Миллера и возглавил бэнд. Он был так и назван - "Оркестр Гленна Миллера п/у Тэкса Бенеке". Его выступление в "Кэпитоле", согласно моей рецензии за март 1946 г., было "прекрасным концертом - гладкие скрипки, мощная медь, слитная и ритмичная саксофонная группа, естественно, с хорошо известным ведущим голосом кларнета, свинговая ритм-секция и ряд незаурядных вокалистов - все это объединено со вкусом Тэксом Бенеке, любимым сайдменом Гленна Миллера".
Бадди Де Франко (17.02.1923 - 24.12.2014)
Бэнд привлек к себе внимание на некоторое время, но Тэкс все же не был настоящим лидером. Он казался нерешительным и неуверенным, вероятно, потому что он хорошо знал, что фактически является лидером только по названию. А подлинным лидером был активный помощник Миллера Дон Хэйнс. Однако, Хэйнс всегда, преуспевал именно как антрепренер и менеджер, но он не был музыкантом и имел гораздо меньше музыкального опыта, чем Бенеке, не обладая, разумеется, даже десятой доли мудрости, интуиции и воображения Гленна Миллера. Тэкс начал протестовать, ибо он чувствовал, как и многие другие, что бэнд должен делать нечто большее, чем сохраняться в законсервированном виде. Гленн, он был уверен, попытался бы делать новые вещи в новом мире, но Хэйнс и Эли Оберстайн, записавший бэнд для фирмы "Виктор", говорили ему, что надо играть лишь так, как бэнд играл всегда. И все же эта идея не сработала. Без единого, знающего лидера, способного принимать военные решения, оркестр начал расползаться. В конце концов, остатки оркестра Миллера и Тэкс разделились, в результате чего последний организовал свой собственный бэнд, не имеющий никакого официального отношения к наследству Гленна Миллера. Тем не менее, музыка Миллера продолжала существовать (и на нее был огромный спрос) благодаря постоянным переизданиям пластинок "Виктора", записанных Гленном годами раньше. Вдохновленные этим спросом, некоторые другие лидеры начали соревноваться в подражании миллеровскому звучанию: Ральф Фланеген, который никогда не работал с его бэндом, Рэй Энтони, который играл в нем несколько месяцев, и Джерри Грэй, который написал для него множество аранжировок.
Включая Тэкса Бенеке, эти четыре бэнда одновременно пытались преуспеть в воскрешении и создании звучания "Миллер саунд". Тедди Пауэлл, один из известных бэнд-лидеров, выразил чувства многих людей, обеспокоенных столь дерзким вторжением. "Вы знаете", говорил он мне вполне серьезно, "если он, Гленн Миллер, был сегодня жив, он снова сел бы в тот самолет!". Наконец, в 1956 г. произошло возрождение официального оркестра Гленна Миллера, когда Хелен Миллер и ее адвокат Дэвид МакКэй выбрали кандидатуру Рэя МакКинли, друга и сотрудника Гленна, для реорганизации и руководства новой группой.
Пинатс Хако (07.04.1918 - 19.06.2003)
Это был правильный шаг, который должен был возродить интерес и уважение к музыке Гленна Миллера. В течение почти целого десятилетия Рей представлял бэнд в Америке и в разных других странах мира. Сохраняя в основном миллеровское звучание (Рэй не сыграл ни одного концерта без включения в программу по меньшей мере дюжины "хитов" старого бэнда), он также внес новый дух и дисциплину в группу, наряду со своими музыкальными знаниями и опытом. Гленн мог бы им гордиться. После 10-ти лет непрерывных путешествий с бэндом МакКинли отложил свою дирижерскую палочку. В связи с тем, что "Миллер саунд" был так сильно сфокусирован на кларнете, наследники Миллера решили пригласить на место лидера Бадди ДеФранко, одного из выдающихся современных кларнетистов. Он принял это предложение и руководил бэндом вплоть до января 1974 г., когда его место занял тоже кларнетист Пинатс Хако, бывшая "звезда" миллеровского оркестра. Люди часто задают себе вопрос - что бы делал Миллер, если бы он был сегодня с нами. Пол Дадли говорил мне несколько лет назад, что Миллер рассказывал ему еще в Европе, о своих широких, далеко идущих планах. Он хотел расширить свою деятельность после войны, включая не только руководство бэндом. Он хотел издавать песни и организовать свое собственное агентство. Он также собирался вплотную заняться радиопрограммами, в чем он так преуспел в Штатах и за океаном во главе своего оркестра ВВС. Несомненно, он стал бы желанным гостем и на студиях записи и телевидения. Ибо Гленн Миллер никогда не был человеком, который мог бы оставаться в стороне. За его спокойной, но строгой внешностью скрывался активный, пытливый ум, которым так хорошо понимал, так глубоко уважал всё, что есть хорошего в музыке и в людях; ум сильного, но чувствительного человека, который достиг столь многого за столь короткое время и который, безусловно, достиг бы еще большего, если бы у него была такая возможность.
СОДЕРЖАНИЕ
CD 13 (1939 - 1942 гг) Альтернативные дубли, ранее не издававшиеся.
(Время звучания: 01:00:50)
01. Wanna Hat With Cherries (2:28)
02. Pagan Love Song (3:14)
03. Ding-Dong The Witch Is Dead (2:30)
04. My Isle Of Golden Dreams (3:17)
05. Blue Moonlight (3:21)
06. Tuxedo Junction (3:29)
07. Mister Meadowlark (2:25)
08. Beat Me Daddy. Eight To The Bar (3:00)
09. Make Believe Ballroom Time (2:52)
10. A Nightingale Sang In Berkeley Square (3:38)
11. Long Time No See. Baby (2:25)
12. Anvil Chorus (Part II) (2:15)
13. Frenesi (3:26)
14. Ida Sweet As Apple Cider (3:23)
15. Spring Will Be So Sad (When She Comes This Year) (3:00)
16. The Kiss Polka (2:50)
17. Humpty Dumpty Heart (3:18)
18. Skylark (3:30)
19. When The Roses Bloom Again (3:25)
20. That Old Black Magic (3:04)