Glenn Miller - The Complete Glenn Miller and His Orchestra (1938 - 42) CD6
GLENN MILLER
(глава из книги "История биг-бэндов")
Автор - George T. Simon, перевод Юрия Верменича. (продолжение)
Таким образом, побивая рекорды, он устанавливал новые. В конце 1938 г. он перешел из фирмы "Брансвик" в филиал "Виктора" - компанию "Блюберд" (35 центов за диск). Одна из самых первых и в конечном счете наиболее важных пластинок включала тему Фрэнки Карла "Санрайз серенейд", записанную с одной стороны, и собственную тему Гленна "Мунлайт серенейд" с другой. Но "Серенада лунного света" не всегда была таковой. Гленн написал эту мелодию еще в дни работы у Рэя Нобла в качестве упражнения по курсу аранжировки, искусству, который его обучал известный педагог и теоретик Джозеф Шиллингер. В первый раз я услышал ее, когда Эл Боули, сентиментальный певец Нобла, отвел меня в уголок за сценой в зале "Рэйнбоу рум", где играл тогда бэнд Рэя, и очень эмоционально пропел ее своим мягким голосом, причем сказал, что, по его мнению, это самая прекрасная из всех когда-либо написанных песен. Должен признаться, что на меня она произвела тогда громадное впечатление - и не только своей мелодией, и не просто тем, как Боули ее спел, но своим лирическим текстом, написанным Эдди Хейменом, соавтором композитора Джонни Грина по теме "Body And Soul". Он назвал мелодию Миллера "I Lay Me Down To Weep" ("Я ложусь, чтобы плакать") и до сего дня я помню его первоначальный текст.
Гленн хотел использовать эту мелодию в качестве главной темы своего оркестра. Но он был убежден, что содержание текста Хеймена слишком уж печально, что здесь требуется нечто более светлое и романтическое. Даже я сочинил свою версию, назвав ее "Gone With The Dawn" ("Ушедшие с рассветом"), но не "Унесенные ветром", как ошибочно указывали некоторые писатели), однако мой вариант тоже посчитали слишком депрессивным. Наконец, Гленну пришло в голову обратиться и Митчеллу Пэрришу, прекрасному автору песен, который написал текст для темы "Stardust" спустя много лет после того, как Хаги Кармайкл сочинил свою оригинальную мелодию. Миллер установил с ним контакт, и вскоре Пэрриш представил "Moonlight Serenade".
Митчелл Пэриш (Майкл Хайман Пашелинский)
(10.07.1900 - 31.03.1993)
Через несколько недель после выхода этой пластинки фирма "Блюберд" выпустила один из самых значительных "хитов" оркестра. Это была свинговая версия темы "Little Brown Jug" в обработке Билла Финегена, которую рецензенты фильма "История Гленна Миллера" романтически назвали: "последней записью Миллера"! Но разве, помимо всего прочего, Голливуд не попытался доказать нам, что Гленн был похож на Джимми Стьюарта? В течение лета 1939 г. бэнд записывал в среднем по 4 номера каждые две недели. Два из них сопровождались вокалом новой певицы, которая временно заменила Мэрион Хаттон, когда та в конце июля упала в обморок на сцене от переутомления. Заменой была молодая Кэй Старр, в некоторых отношениях даже лучшая певица, чем Мэрион, но она не могла с ней сравниться по типичному облику "Всеамериканской девушки из соседней двери", впечатление, которое так хорошо удавалось создать Мэрион.
Кэй Старр (21.07.1922 - 03.11.2016)
Во время своего первого летнего сезона в "Глен Айленд" (затем ангажемент был продлен и на лето 1940 г.) бэнд также записал свой сногсшибательный "хит" всех времен - "In The Mood" с 4-х тактовой перекличкой тенор-саксофонов Тэкса Бенеке и Эла Клинка, который, на мой взгляд, был более интересным джазменом, чем Тэкс. Но попробуйте убедить в этом Гленна! У бедного Клинка никогда не было никаких шансов. А, между прочим, сейчас он является одним из самых уважаемых саксофонов в нью-йоркских студиях.
"In The Mood" также имеет свою интересную историю. Эта тема была написана музыкантом-аранжировщиком по имени Джо Гарленд, и вначале он предложил ее Арти Шоу. Тому очень понравилась эта привлекательная и легко запоминающаяся "риффовая" пьеса, и он довольно часто играл ее на работе перед танцорами.
Но аранжировка Гарленда занимала по времени около 8-минут, а в те дни при 3-х минутной записи на 78 оборотов она не могла уложиться на одной пластинке. И после того, как Шоу решил, что у него ничего не выйдет с этой пьесой, Гарленд принес ее Миллеру, а тот со своим мастерством аранжировщика произвел подходящие сокращения в таких размерах, чтобы длительность пьесы соответствовало времени звучания одной стороны пластинки. И с тех пор, где бы его бэнд не играл, посетители всегда просили исполнить "In The Mood", а Гленн устраивал из этого исполнения целое "шоу" - трубачи помахивали шляпами "дерби" вместо сурдин, тромбонисты ввинчивали свои кулисы прямо в небо и т. д. Наиболее выдающимся из "шоуменов" Гленн всегда считал Джимми Лансфорда с его бэндом, с которого он охотно брал пример. В интерпретации "In The Mood" был также использован типично миллеровский прием - неоднократное повторение "риффов", постепенно затухающих, затем почти исчезающих и вдруг внезапный туттийный взрыв на форте всего бэнда в целом, полностью повторяющего "риффовый" цикл. Это был очень привлекательный ход, который Гленн нередко использовал еще в оркестре братьев Дорси, нечто вроде музыкальной игры в кошки-мышки, что неизменно вызывало восторг публики.
Примерно в то же время у Гленна появились два весьма хороших джазовых музыканта - Эрни Казерес (кларнет и баритон-сакс) и Джонни Бест (трубач с очень мягким звуком). К началу 1940 г. бэнд Миллера пользовался уже таким успехом, что не мог выполнить все заявки и предложения работы.
(продолжение следует)
СОДЕРЖАНИЕ
CD 6 (Время звучания: 01:03:43)
01. Boog It (2:18)
02. Yours Is My Heart Alone (2:58)
03. I'm Stepping Out With A Memory Tonight (2:47)
04. Alice Blue Gown (2:59)
05. Wonderful One (3:10)
06. Devil May Care (3:05)
07. April Played The Fiddle (2:57)
08. Fools Rush In (Where Angels Fear To Tread) (2:34)
09. I Haven't Time To Be A Millionaire (2:56)
10. Slow Freight (3:12)
11. Pennsylvania 6-5000 (3:16)
12. Bugle Call Rag (2:56)
13. The Nearness Of You (3:13)
14. Mister Meadowlark (2:26)
15. My Blue Heaven (3:14)
16. When The Swallows Come Back To Capistrano (2:43)
17. A Million Dreams Ago (3:06)
18. Blueberry Hill (2:50)
19. A Cabana In Havana (2:48)
20. Be Happy (2:08)
21. Angel Child (2:46)
22. The Call Of The Canyon (3:21)